FATF выпустил отчёт* по криптовалютам. Ниже — ИИ-выборка ключевых положений документа на русском языке.
Напомним, что в 2019 году FATF распространил глобальные AML/CFT-стандарты на виртуальные активы (VA) и провайдеров услуг (VASP), а этот документ — шестой “таргетированный” обзор внедрения Рекомендации 15. В основе — опрос 2025 года: ответы дали 163 юрисдикции (35 членов FATF и 128 членов региональных групп), а всего в сети FATF 205 юрисдикций, то есть 42 не ответили.
В опросе 2025 года 76% юрисдикций (124 из 163) сообщили, что провели оценку ML/TF-рисков по VA/VASP (в 2024 было 71%, 105 из 147). Но FATF подчёркивает разрыв: провести оценку “на бумаге” легче, чем реально применять риск-ориентированный надзор и меры снижения рисков.
С тем, как именно регулировать сектор, ясности стало больше: в 2025 году 82% (134 из 163) заявили, что определились с подходом (в 2024 — 73%). Большинство (62%, 101 из 163) разрешают VA и работу VASP. Одновременно растёт доля тех, кто выбирает запреты: 20% опрошенных сообщили о запрете VASP (для сравнения, в отчёте приведён тренд: 7% в 2022 → 11% в 2023 → 14% в 2024 → 20% в 2025). FATF отдельно оговаривает: запрет допустим в рамках стандартов, но “полный запрет” трудно эффективно обеспечить.
Лицензирование VASP, надзор и “офшорные” провайдеры
Среди тех, кто не запрещает VASP (в выборке для этих вопросов 117), 96 юрисдикций сообщили, что требуют лицензирование/регистрацию VASP. Но “в реальности” темпы скромнее: в 2025 году 76 юрисдикций сообщили, что фактически выдали лицензии/регистрации (в 2024 — 69). Параллельно выросла отчётная активность надзора: из этих 96 юрисдикций 73% (70 из 96) проводили инспекции и 73% (70 из 96) применяли меры воздействия/надзорные действия (годом ранее было 67% и 66%). При этом FATF намекает на возможную “косметику” в самоотчётности (встречались ответы вида “инспекции были”, но лицензий “в практике” ещё нет).
Отдельная боль — offshore VASPs (не учреждены и не находятся физически в юрисдикции, но работают с её резидентами). FATF фиксирует, что более трети стран с режимом лицензирования/регистрации идут “шире стандарта”: 37% (35 из 96) требуют регистрироваться/лицензироваться и таким офшорным VASP при выполнении определённых критериев; при этом “базовое” требование (лицензия, если VASP создан/расположен в стране) выполняют 83% (80 из 96).
Travel Rule: законов стало больше, практики — мало
По Travel Rule (прозрачность переводов VA: данные отправителя/получателя) прогресс виден: 73% респондентов (85 из 117, исключая тех, кто прямо запрещает VASP) сообщили, что приняли законодательство по Travel Rule. Это 85 юрисдикций в 2025 против 65 в 2024; ещё 14 из 117 находятся “в процессе” принятия. Но ключевой вывод FATF — внедрение и принуждение отстают: среди 85 юрисдикций с законами 59% (50 из 85) ещё не выпускали предписаний/выводов и не применяли мер именно по соблюдению Travel Rule.
Криминальные риски: кражи, скамы и сдвиг в сторону стейблкойнов
В разделе рисков FATF даёт несколько “якорных” цифр.
Кражи и отмывание (DPRK). Отмечено, что КНДР остаётся особенно “сильной” в кражах и отмывании через VA; в 2025 году произошла крупнейшая одиночная кража — $1,46 млрд у VASP ByBit. В обсуждении кейса участники VACG описывают отмывание как крайне усложнённое: фигурировали 35 битко●н-кошельков и 125 000 Ethereum-кошельков, а восстановить удалось лишь 3,8% похищенного. Вывод FATF: без усиления международного сотрудничества и связки “государство ↔ частный сектор” возврат средств остаётся минимальным.
Скамы. Участники VACG отметили “значимый рост” использования VA во fraud and scams; один участник индустрии оценил объём “illicit on-chain activity” по мошенничеству/скамам в примерно $51 млрд за 2024 год. Отдельно подчеркнута “профессионализация” мошенников, включая scam-as-a-service, и рост инвестиционных/романтических схем (в т.ч. “pig butchering”), а также новые типы крипто-скамов вроде address poisoning и approval phishing и потенциал использования AI (чат-боты, дипфейки).
Стейблкойны. FATF фиксирует главный тренд: с 2024 года использование stablecoins “illicit actors” (включая DPRK, террористических финансистов и наркоторговцев) растёт, и “оценки показывают”, что большинство всей ончейн-нелегальной активности теперь проходит через стейблкойны. В качестве индикатора масштаба adoption приводится оценка роста оборота стейблкойнов: более $30 трлн прироста объёма в период май 2024 — май 2025 (со ссылкой на Visa Onchain Analytics Dashboard). FATF отдельно отмечает практический паттерн: нелегальные акторы часто используют USDT в сети Tron (быстро и дёшево), а для “слоения” (layering) комбинируют стейблкойны с миксерами/мостами/кроссчейн-транзакциями и “спящими” аккаунтами VASP (ввод/вывод стейблкойнов без торговой активности). Параллельно обсуждается, что у части эмитентов стейблкойнов есть функции заморозки/блокировки и мониторинга, но решения об их применении зависят от модели эмитента и качества доказательств.
DeFi: “определить ответственного” всё ещё трудно
С DeFi у регуляторов сохраняется проблема периметра: среди 99 юрисдикций, которые “продвинутее” по регулированию (имеют/внедряют Travel Rule), 48% (47 из 99) требуют лицензировать/регистрировать некоторые DeFi-конструкции как VASP (если есть контроль/влияние). Но при этом 75% из этих 47 (35 юрисдикций) заявили, что не выявили ни одного незарегистрированного DeFi-субъекта, который подпадает под определение VASP; меры надзора/принуждения против таких DeFi-субъектов принимали 7 юрисдикций, а реально зарегистрировали/лицензировали DeFi-сущности как VASP 4 (то есть 9% от 47). Вывод FATF: DeFi часто “децентрализован только по названию”, но находить “контролирующее лицо” и дотягиваться надзором всё равно сложно.
Макровывод отчёта в одной фразе
FATF говорит: законов и деклараций стало больше (риск-оценки, лицензирование, Travel Rule), но провалы остаются там, где начинается практика — идентификация реальных VASP (особенно офшорных), принуждение к Travel Rule, контроль DeFi-периметра и способность быстро реагировать на крупные кражи/скамы, которые всё чаще “едут” на стейблкойнах.
* Название у отчёта длинное: «Targeted Update on Implementation of the FATF Standards on Virtual Assets and Virtual Asset Service Providers«. Можно перевести примерно так: «Целевое обновление о внедрении стандартов ФАТФ в отношении виртуальных активов и поставщиков услуг виртуальных активов (VASP)». Прямая ссылка на PDF.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.
Сообщить о мошенниках или задать вопрос Памятка о возврате от мошенников Телеграм-канал и чат Вкладер Белый список инвестиций
