Россия оказалась не единственной страной, которая запретила деятельность InCruises. В 2022 году её примеру последовала Польша. Управление по защите конкуренции и потребителей (UOKIK) выпустило предупреждение для потребителей.
Президент UOKIK Томаш Хростны назвал схему consortium system или Argentinian system и предупредил, что потребители могут понести серьёзные финансовые потери: «У нас есть подозрения, что InCruises International работает в системе консорциума, также известной как аргентинская система. Это запрещено законом и считается недобросовестной практикой. В прошлом эти действия заканчивались серьёзными потерями для потребителей. В этом случае схема может заключаться в управлении деньгами, собранными с участников программы для финансирования круизов. Важно помнить, что выгоды для участников систем консорциумов финансируются за счёт взносов других лиц, и обычно через определённое время деньги начинают заканчиваться, и система рушится». Постоянный приток новых денег необходим для функционирования программы. Наши выводы показывают, что большинство людей участвуют пассивно — платя взносы — а не активно — отправляясь в круизы. Вдобавок к этому, выход из программы означает финансовые потери. Согласно контракту, потребитель, который отменяет свое членство, не имеет никаких шансов вернуть уплаченные деньги — накопленные на его счёте круизные доллары аннулируются».
Система consortium system, также известная как «аргентинская система» (или «система сберегательных групп», “sistema de ahorro previo”), — это финансовая модель, при которой группа людей объединяется для коллективного накопления средств и последующего распределения товаров (чаще всего автомобилей или недвижимости) среди участников. Она активно применяется в Латинской Америке, особенно в Аргентине и Бразилии.
Каждый участник вносит регулярные платежи в общий фонд. На каждом этапе (обычно ежемесячно) проводится розыгрыш или аукцион, по которому один или несколько участников получают товар (например, автомобиль).
Участник продолжает вносить платежи до конца срока, даже после получения товара. Компании, работающие по этой системе (или работавшие):
Аргентина
- Plan Óvalo (Ford Argentina) – один из самых известных автоконсорциумов.
- Plan Rombo (Renault Argentina) – аналогичная программа от Renault.
- Plan Chevrolet – консорциум от General Motors.
- Plan de Ahorro Toyota – работает через официальных дилеров.
- Volkswagen Autoahorro – система предварительных сбережений от VW.
- FIAT Plan – от итальянского автопроизводителя.
Бразилия
- Consórcio Nacional Honda – широко используется для покупки мотоциклов и автомобилей.
- Consórcio Nacional Volkswagen
- Consórcio Embracon
- Porto Seguro Consórcios – страховая компания, также предлагает консорциум на авто и недвижимость.
- Magalu Consórcios – от розничного гиганта Magazine Luiza.
InCruises и ряд других MLM-компаний адаптировали принципы аргентинской системы в своих моделях (накопительные взносы, коллективное распределение «призов», псевдо-розыгрыши), что стало причиной подозрений в признаках финансовых пирамид.
В странах СНГ некоторые автодилеры и застройщики экспериментировали с подобными схемами, но из-за правовой неоднозначности модель не прижилась массово.
- Мерзкая пирамида VTS Fund пытается раскрутиться
- В Китае MLM в классическом виде запрещён
- Magic Lime: не связывайтесь
- Не рекомендуем! Совэлмаш / Двигатели Дуюнова / Solar Group
- Как вернуть деньги из Инкрузес
- Почему Livegood это финансовая пирамида
- Михаил Еруков. Робот для трейдинга. Держитесь подальше