Пункты выдачи заказов Ozon или WB бывают выгодным малым бизнесом, но новые игроки могут прогореть из-за высокой конкуренции.
О своём неудачном опыте рассказывает Егор Василенко.
— Год назад я решил диверсифицировать источники дохода и открыть пункт выдачи Озон. Ожидания были такие, что с моим продуктовым опытом в IT это получится сделать эффектно и эффективно, а в результате мне «пассивно» будут капать +70-100к в месяц. Реальность оказалась не такой радужной) Я закрылся через 2,5 месяца с долгом Озону в 400к.
В этом посте проведу ретроспективу этого опыта, так как его можно и нужно использовать не только при открытии ПВЗ, но и в создании продуктов.
Что я сделал не так?
- Полюбил идею
Моя главная стратегическая ошибка была в том, что еще в начале работы над открытием ПВЗ я отошел от принципов книжки «Спроси маму» и очень «полюбил» идею того, что у меня будет небольшой side hustle в оффлайн секторе. Из-за этого пострадала моя способность к объективному анализу:
а) у меня получился очень оптимистичный бизнес-план с окупаемостью через 7 месяцев (какой он стал в итоге смотри на скрине)
б) когда я столкнулся с фактом того, что аренда подходящего под мои запросы помещения не 80к/мес, а 210к, то не решил, что это слишком дорого, а пошел по пути «Мне пропрёт». Себе я это не признал, а объяснял такими словами:
«Будет 1000 причин не открыть ПВЗ, как и любой другой бизнес. Если обращать на них внимание, то ничего никогда не появится».
- Открылся рядом с конкурентами (старым ПВЗ)
Свой ПВЗ я открыл в 70 метрах от другого ПВЗ. Руководствовался тем, что у соседнего ПВЗ был низкий рейтинг, плохое обслуживание, одна примерочная и тд, а значит если я сделаю все 10x лучше (как пишут в продуктовых статьях), то заберу их клиентов. Так я и сделал: открыл ПВЗ с 3-мя примерочными, большим складом, воспитанным персоналом, бесплатными вкусняхами, играми в зоне ожидания, локальным ТГ-каналом с акциями, Блэк Джеком и …
Клиенты действительно начали перетекать в мой ПВЗ, но динамика была в разы ниже ожидаемой. Почему? Две причины:
а) Я недооценил силу привычки. ПВЗ-конкурент существовал уже больше трех лет и местные жители к нему привыкли и не меняли ПВЗ-доставки в приложении.
б) Применяя правило «сделаю в 10x раз лучше», я пытался получить аплифт за счет дополнительной ценности ПВЗ (описанные плюшки выше), а не core-ценности (быстро и без напряга забрать заказ). Core-ценность я увеличить практически не мог, так как ПВЗ — это франшиза. Важный урок, который я усвоил: «Глупо делать ставку на продуктовые скиллы, если ты запускаешь продукт, который не контролируешь».
- Переоценил людей / проблемы с наймом
Найм сотрудников оказался огромной проблемой. Сам процесс найма получилось организовать хорошо и первые несколько сотрудников были ок. Но потом я столкнулся со спецификой массового найма:
а) текучка
б) дол-бы
По пункту а все понятно, тут вопросов нет, работа в ПВЗ — не предел мечтаний) Но вот пункту б — это один большой инсайд. Как выяснилось, последние 8 лет (универ + IT) я нахожусь в пузыре образованных, умных, порядочных и в большинстве своем адекватных людей. Я привык считать нормой, что договоренности соблюдаются, а на людей можно рассчитывать.
Так вот — оказывается в массе своей люди вообще! не такие. 70% тех сотрудников, которых я «нанимал», не приходили на смену на следующий день, при этом день в день подтверждали, что «обязательно будут», а после не брали трубку или говорили, что проспали. В итоге было несколько эпизодов, когда я ехал в ПВЗ и выдавал заказы параллельно с дейликами, либо в выходные.
Эти три ошибки в совокупности с мелкими неприятностями (воровство товаров клиентами, высокая нагрузка в операционке) и низким ROI привели к тому, что я закрыл ПВЗ. Тем не менее, я считаю, что опыт полезный и он уже не раз мне пригодился. Как минимум, я усвоил, что малый бизнес открывать вообще не стоит. Усилия для его поддержания совсмем не «малые» и тем же ресурсом можно сделать что-то большее.
- ПВЗ Озона: опыт провала в Москве
- Франшиза Мята Lounge: массовое закрытие заведений в Москве
- Франшиза Пэпэ: масштабирование без опыта в других городах
- Массовое закрытие точек LaserLove (лазерная эпиляция)
- «ЧебурекМи»: массовое вымирание заведений
- Не связывайтесь! «Не школа барабанов», «Не школа вокала»
- «У тебя получится». Грандиозная ложь в MLM и франшизах