Во-первых, вы не должны быть новичком в отрасли. Это нужно, чтобы объективно оценить перспективы бизнеса, ценность торговой марки. Без опыта вы не сможете выбрать удачное место, оценить плюсы и минусы франшизы.
«Каждый может заработать» — это неправда, держитесь подальше от людей, жонглирующих подобными обещаниями. Гарантии дохода обычно используют в рекламе, а в договоре таких гарантий вы не найдёте. Или они будут обставлены такими условиями, что юридически прав всегда окажется владелец франшизы.
Во-вторых, узнайте точно, сколько, где, когда бизнес открыл точек до момента старта продаж франшиз. Услугу по «упаковке франшиз» инфодеятели поставили на поток. С виду эти «пакеты» выглядят профессионально, но ценность торговой марки и адекватность бизнес-модели, мягко говоря, не доказаны практикой. В ряде случаев это напоминает мошенничество.
Нередки случаи, когда у бизнесмена есть одна точка сомнительной успешности, и он начинает продавать её франшизы. В этом случае вероятность провала максимальна. Успех одной точки может быть объяснён повышенным рвением для раскрутки собственной марки, удачным выбором места, регионом с повышенным спросом на услугу, удачным временем для выхода на рынок или случайностью.
Только доказанный бизнес должен продавать франшизы
Рассматривайте только те франшизы, в которых сам владелец годами вёл бизнес, открывал точки в разных регионах, в разных типах локаций, в разных форматах. То есть сам учился на своих ошибках, а не собирается учиться на ваших. Одна-две-три точки, особенно в одном городе, даже успешные, не являются подтверждением, что бизнес-модель заработает по франшизе.
Недобросовестные продавцы франшиз, мягко говоря, преувеличивают успешность действующих точек и «гарантируют» успех вам, нагло утверждая, что вы будете зарабатывать в месяц «от 300 тысяч рублей» или «от 500 тысяч рублей».
Обязательно проведите такой эксперимент. Посмотрите на картах Google, Яндекс, 2ГИС закрытые точки рассматриваемой франшизы. Продавцы франшиз не любят рассказывать о неудачных открытиях, у них всегда есть довольные партнёры, которых они презентуют покупателям. Отсутствие закрытых точек может быть связано с тем, что продажу франшиз начали недавно, а не с адекватностью схемы.
Каждую закрытую точку досконально проанализируйте
- Если владелец франшизы согласился на открытие точки в локации, которая не обеспечивает доход, это повод крепко задуматься о его ответственности и добросовестности.
- Если он подробно не проговаривает и не прописывает риски провала, откажитесь.
- Если владелец франшизы не проверяет ваши управленческие и отраслевые навыки, развернитесь и уйдите. Приличная франшиза устраивает жёсткий отбор желающих.
Конечно, ошибки бывают, но процент закрытых заведений по отношению к их общему числу не должен быть высоким. Повышенный процент говорит о безответственности продавца франшизы, которому лишь бы продать, а там хоть потоп.
Такие продавцы не проверяют предпринимательские качества партнёров, глубоко не анализируют выбранные локации, не отказывают никому из желающих. Их цель — получить деньги здесь и сейчас.
Не полагайтесь на отзывы
Недобросовестные продавцы франшиз эффективно борются с негативными отзывами прогоревших «партнёров». Они запугивают людей, включают в договоры пункты о неразглашении коммерческой информации, заносят деньги в отзовики, чтобы те снимали отрицательные честные отзывы.
Да и сами пострадавшие хотят поскорее забыть о потере. Мало кто решается вступать в конфликт с людьми, продавшими негодную франшизу.
Покупатели пустых франшиз теряют не только паушальный взнос. Более того, это самая маленькая из потерь. Они также теряют деньги на ремонт и покупку оборудования (иногда миллионы рублей); время, которое можно потратить на более правильные дела; нервы, которые затрачены на попытки вывести бизнес в прибыль. После закрытия люди остаются с моральными травмами, неуверенностью в себе.
Покупая франшизу, 100 раз убедитесь в том, что у вас не получится, как у них.
Читайте также на Вкладере:
- Когда рухнет Оракулус (oraculus.pro)
- Life Division, Innovative Securities: почему это опасно
- Алексей Литновский, Владимир Жо: идёт суд на лжеброкерами
- Евгений Теребенин. Держитесь подальше
- Кондитер Ольга Акопова. Не связывайтесь
- Михаил Еруков. Робот для трейдинга. Держитесь подальше
- Как меня обманула «Анастасия Мур»